Токсикология ядовитых растений
 
А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я

Вех (Cicuta L.)

см. также 1. РАСТЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вех ядовитый.

Ботанические сведения. Семейство Зонтичных (Umbelliferae).

Вех ядовитый (Cicuta virosa L.). Многолетнее растение с толстым, коротким или более или менее удлиненным корневищем, внутри разделенным перегородками на отдельные, хорошо заметные полости, если разрезать корневища вдоль; стебель полый, ветвистый, высотой до 1 м; листья на черешках, нижние — дважды-триждыперистые с линейно-ланцетовидными конечными долями; цветки белые в зонтиках; плодики — округлые.

Очень распространенное растение. Растет по берегам прудов, болот, на болотах, по зарослям хвощей, на топких тинистых местах, иногда большими зарослями.

Все растение, особенно корневище, издает своеобразный запах, напоминающий запах петрушки.

Токсические вещества и их действие. Основное действующее начало ядовитого веха — цикутотоксин, безазотистое, смолистое вещество, растворимое в эфире, алкоголе, хлороформе, в значительном количестве также в кипящей воде. Цикутотоксин откладывается преимущественно в корневище растения, в свежем до 0,2%, в высушенном — от 1,5 до 3,5%. Из других веществ в вехе имеется эфирное масло.

Цикутотоксин повышает рефлекторную возбудимость и вызывает у теплокровных животных сильные судороги в результате возбуждения судорожного центра и спинного мозга; одновременно он возбуждает другие центры продолговатого мозга (сосудодвигательные, блуждающего нерва), обусловливая этим нарушение дыхания, кровяного давления, работы сердца; смерть при отравлении вехом наступает от паралича дыхания.

Токсикологическое значение. Наиболее опасной частью ядовитого веха является корневище; оно слабо укреплено в почве (тине) и легко выдергивается. Из надземных частей ядовиты молодые зеленые побеги, появляющиеся осенью и остающиеся зелеными в зиму.

Развитые растения и цветки, по-видимому, менее опасны для животных. При экспериментальном испытании три овцы в течение трех дней съели каждая 4, 7 и 8 кг цветущего свежего растения без каких-либо последствий (И. А. Гусынин). Есть сообщение об отравлениях коров надземными частями веха в Якутской АССР.

Отравления наблюдаются главным образом ранней весной и осенью, когда из-за отсутствия другой зеленой растительности животные съедают побеги веха и вместе с ними легко захватывают корневища. Отмечены массовые отравления, особенно в тех случаях, когда голодное стадо после длительного перегона или транспортировки допускалось в места с наличием большого количества веха. Таков, например, случай под г. Пермью (1930), когда за три дня в одном из гуртов пало свыше 400 голов крупного рогатого скота (А. А. Хребтов). В 1952 г. в Кировоградской области возникло отравление свиней после однодневного выпаса по болотистому берегу реки. При осмотре места выпаса установлено наличие в травостое кустов веха и остатков корневищ. В течение суток пало 39 свиней из 58 отравившихся. Обстановка, в которой возникло одновременное заболевание большой группы животных, характер клинического течения (сильные судороги, цианоз, отсутствие лихорадки, быстрота наступления смерти) в полной мере подтверждали причину заболевания.

Определенную опасность отравления могут представлять подсыхающие болота с большим наличием веха. Освобождающиеся в этих случаях из-под воды растения становятся легко доступными для животных. Случай массового отравления коров при подобных условиях наблюдался в 1937 г. в Волгоградской области, когда из 120 животных в первые же часы пастьбы заболело 43 (В. Н. Варламов).

В начале восьмидесятых годов прошлого столетия специальной работой (Постик Б., 1883) указывалось на молодые растения веха как на причину массовых заболеваний крупного рогатого скота с признаками острого гастроэнтерита (в Калужской губернии). Заболевания появлялись в мае-июне и носили эпизоотический характер; число заболевших исчислялось сотнями голов. Пастбища представляли собой ограниченные пространства с очень влажной почвой, с наличием большого количества болотистых мест, с бедным травостоем, в котором имелось большее или меньшее количество веха. Экспериментальные работы подтвердили предположение об этиологическом значении молодых растений веха в развитии указанных заболеваний.

Высушивание не уничтожает ядовитости веха. Корневище ядовито для всех сельскохозяйственных животных. Смертельные дозы для крупного рогатого скота — от 200 до 250 г свежего корневища. Овцы погибают от поедания 60—80 г корневища.

В литературе встречаются неправильные указания о неядовитости корневищ веха для овец; в практике известны тяжелые отравления овец этим растением (Омская область).

Клиническая картина. Первые признаки отравления: беспокойство, слюнотечение, вздутие живота, дрожь, повышенная возбудимость, частое отделение мочи и кала. Особенно характерны клоникотонические судороги. Начинаясь мелкими подергиваниями мышц головы, они распространяются по всему телу. В момент приступа судорог животные не в состоянии стоять; они падают голова судорожно запрокидывается назад (опистотонус), ноги напряженно вытягиваются, челюсти судорожно сжимаются Тоническая судорога продолжается недолго — 1/41/2 минуты и переходит в беспорядочные клонические судороги мышц ног, шеи челюстей. При тяжелых отравлениях такие приступы могут быстро следовать один за другим. Они обессиливают животных; по окончании каждого приступа, особенно после ряда их, животные беспомощно лежат на земле в состоянии полного нервного и мышечного истощения. Во время судорог температура тела сильно поднимается, деятельность сердца усиливается, сердечный толчок становится стучащим, пульс частым; дыхание частое, судорожное. Смерть может наступить очень быстро (в течение нескольких часов) во время одного из таких приступов.

При нелегальных отравлениях количество и интенсивность судорожных приступов меньше; приступы повторяются через более длинные промежутки.

Патологоанатомические изменения. При вскрытии трупов животных, павших во время острого отравления вехом, находят кровоизлияния в подкожной соединительной ткани, особенно в области грудной кости; кровоизлияния на слизистой оболочке дыхательных путей, под эпи- и эндокардом, под капсулой и в паренхиме почек, на слизистой оболочке мочевого пузыря; сильное раздражение слизистой оболочки желудка и кишок, сильную гиперемию легких и мозга; в отдельных случаях — отеки наружных половых органов, век, губ, вымени, истечение крови из прямой кишки, рта (возможно, как следствие механических повреждений).

В трупах павших свиней при вскрытии находят гиперемию слизистой оболочки глотки; гиперемию и отечность подчелюстной и заглоточной лимфатических желез, гиперемию легких; точечные кровоизлияния под плеврой; воспалительное состояние и кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишок, кровоизлияния на сердце по ходу коронарных сосудов.

Диагноз. Анамнестические данные часто с достоверностью указывают на причину отравлений. Посмертное нахождение частей корневищ в содержимом рубца (желудка) подтверждает диагноз. В случаях, когда обнаружить остатки растения трудно, проводят физиологическую пробу на лягушках с применением эфирного экстракта из содержимого рубца. После получения экстракта эфир выпаривают, водный остаток вводят под кожу лягушке. Инъекция препаратов цикутотоксина вызывает тяжелые тетанические (стрихниноподобные) судороги, сопровождающиеся криком животного. При инъекции больших доз препарата животное после приступа судорог становится неподвижным.

Отравление вехом ядовитым иногда можно распознать по запаху выдыхаемого животным воздуха и газов при проколе рубца.

Химическое открытие цикутотоксина. Содержимое желудка (рубца) или отобранные в чистом виде кусочки корневища веха измельчают и экстрагируют спиртом; спиртовую вытяжку отжимают от корневищ, фильтруют и выпаривают. Из спиртового остатка цикутотоксин извлекают этиловым эфиром; эфир выпаривают. При наличии цикутотоксина остаток дает следующие цветные реакции: при растворении в 5%-ном спиртовом растворе тимола или пирогаллола и добавлении к раствору крепкой серной кислоты — грязно-фиолетовое окрашивание, переходящее в ярко-фиолетовое; при растворении в 5%-ном спиртовом растворе пирокатехина и добавлении к раствору крепкой серной кислоты — сначала светло-зеленое или темно-сине-зеленое окрашивание, переходящее потом в фиолетовое; при растворении в 5%-ном спиртовом растворе резорцина и добавлении к раствору крепкой серной кислоты — красно-фиолетовое окрашивание, переходящее последовательно в сине-фиолетовое и оранжево-красное; при растворении в 5%-ном спиртовом растворе гваякола и добавлении крепкой серной кислоты — сине-зеленое окрашивание, переходящее в фиолетовое; при растворении в 5%-ном спиртовом растворе нафтола и добавлении крепкой серной кислоты — светло-зеленое окрашивание, переходящее в фиолетовое, а при долгом стоянии — синее (“Лабораторные методы исследования в ветеринарии”. Сельхозгиз, 1954).

Терапия. При остром отравлении лечение часто бесполезно. В острых случаях отравления крупного рогатого скота может быть испробовано удаление яда через разрез стенки рубца. Вообще же. необходимо быстро назначать средства, связывающие яд (уголь, танин) и уменьшающие судороги (хлоралгидрат). Рекомендуется назначать молоко (2—3 л на прием) и яйца. Имеются указания на хорошие результаты после назначения отравившимся животным 5— 10%-ных растворов соляной кислоты. Десятипроцентные растворы назначают крупному рогатому скоту до 1 л; молодняку от 8 до 18 месяцев — до 500 мл; взрослым овцам — до 250 мл; ягнятам от 3 до 10 месяцев дают 5%-ный раствор от 100 до 200 мл. При необходимости растворы назначают повторно. Результаты лечения тем эффективнее, чем раньше назначается кислота. Целесообразность лечения соляной кислотой подтверждена экспериментом (Н. В. Балин, 1951).

При лечении больных с выраженной клинической картиной отравления рекомендуют повторные (два раза в день) внутривенные введения 5%-ного раствора тиосульфата натрия в повышающихся дозах (от 200 до 400 мл). Такое лечение оказалось эффективным у лошадей (П. Д. Евдокимов, 1951). Экспериментально доказано благоприятное действие пентотала натрия, назначаемого в дозах, вызывающих длительный сон.

При развитии гастроинтестинальных явлений требуется назначение слабительных, в дальнейшем — слизистых, обволакивающих и диетических средств.

В целях профилактики имеет значение контроль за выпасом животных на сырых местах, особенно ранней весной и осенью, при недостатке растительности.

Hosted by uCoz